Художественные фильмы

Прожить жизнь с Пикассо. Surviving Picasso. 1996


Прожить жизнь с Пикассо / Surviving Picasso
Год: 1996
Режиссер: Джеймс Айвори
Сценарий: Рут Правер Джхабвала, Арианна Хаффингтон
В роли Пикассо: Энтони Хопкинс
В роли Доры Маар: Джулиана Мур
В роли Франсуазы Жило: Наташа МакЭлхоун

Прожить жизнь с Пикассо с Энтони Хопкинсом в главной роли — чуть ли не единственный на сегодняшний день полнометражный художественный фильм о Пикассо. И тем более жаль, что этот фильм — большая неудача. У фильма очень низкий рейтинг кинокритиков, он провалился в прокате, не окупив и на четверть тех денег, что вложены в его производство. И это справедливо, фильм слаб художественно, характеры психологически недостоверны, история выстроена недостаточно увлекательно, диалоги скучны. Надо было умудриться о такой интересной жизни снять так неинтересно. Но самое главное — в нем создан крайне искаженный образ Пикассо.

Фильм поставлен по очень тенденциозной книге Арианы Cтасcинопулос Хаффингтон «Пикассо. Созидатель и разрушитель» / Arianna Stassinopoulos Huffington «Picasso: Creator and destroyer» 1988. (Ранее она написала не менее скандальную биографию Марии Калас.) Ее книга о Пикассо – «обличение» художника как хладнокровного разрушителя жизней несчастных женщин, которым не повезло встретиться на его пути. Ну и, кроме того, Пикассо у нее – расчетливый арт-делец, интрирговавший с артдилерами, вздувавший цены на свои работы, высокомерный себялюбивый тип, ни во что не ставивший окружающих, к тому же — скупердяй, жалевший денег своим близким.

Почему авторы фильма решили опереться на такой текст, непонятно. Очевидно, им не хотелось делать фильм, похожий на арт-энциклопедию, им хотелось рассказать более живую историю о частной жизни великого человека. И эта литературная основа оказалась единственно доступной. Существует ещё и книга воспоминаний Франсуазы Жило «Моя жизнь с Пикассо», но наследники художника не захотели сотрудничать с кинематографистами. Они также запретили использовать в фильме оригинальные работы Пикассо. Так что всё, что мы видим на экране — картины, скульптуры — это не настоящие работы Пикассо, это — а ля Пикассо. Правда, надо сказать, стилизации оказались очень удачными. Как и вообще предметная сторона фильма — декорации, костюмы, воссоздание мастерской Пикассо — это всё удалось. Но, к сожалению, это не отменяет самой трактовки образа Пикассо, тут авторы фильма оказались в плену у мифа, созданного Арианой Хаффингтон.

У людей, более-менее знакомых по документальным источникам с тем, каким был прототип, или даже кто хотя бы раз видел видеокадры с настоящим Пикассо, образ Пикассо-от-Хопкинса вызывает сильнейшее отторжение. В фильме он какой-то болтун и «остроумец», хотя его шутки совершенно не смешны. Чтобы сделать персонажа более живым, придумано несколько сцен, где этот высокомерный старик «балуется» — кривляется, выпучивает глаза и «строит рожи», и на это даже как-то неудобно смотреть. Непонятно, как все эти женщины могли любить такого неприятного типа. Ведь если в фильме представляют главного героя, от которого все женщины без ума, надо как-то это показать, чтобы зритель видел – да, действительно, от него нельзя не быть без ума. Здесь же – не верь глазам своим.

Опущено главное – не показана та его самость, тот его гений, за который они его так любили, а лишившись, так страдали. Известно, что ни одна из его женщин, кроме Франсуазы Жило, не смогли больше никого, кроме него, любить, он навсегда остался единственным в их жизни мужчиной. Ольга Хохлова не могла утешиться ничем и даже после расставания продолжала преследовать его повсюду. Дора Маар сказала «После Пикассо только Бог», и до 90 лет жила в одиночестве и бедности, в окружении его картин, не соглашаясь продать ни одной из них. Мари-Терез Вальтер и Жаклин Рок – покончили с собой через некоторое время после его смерти – одна через 4 года, другая через 13 лет. Они старались научиться жить без него, но не сумели. Если он был таким, каким показан в фильме, чего было так переживать? Тот огонь, которым он их зажигал, остался вне поля зрения авторов этой киноистории.

И что совсем уж жаль — практически никак не показан Пикассо-творец. Женщины — да, но всё же основным в его жизни было его искусство, 95 процентов времени он проводил не в тех дрязгах, что показаны в фильме, а в мастерской — это, наверное, самый работоспособный художник всех времен и народов. Как можно было это совсем исключить? Даже если ты снимаешь историю его отношений с женщинами. Художественной атмосферы, атмосферы творчества в фильме нет совершенно, никаких попыток передать что-то похожее на вдохновение, какой-нибудь «особенный» взгляд художника на объект или на полотно, на скульптуру, что-то типа «влюбленности» художника в свое занятие – ничего этого нет и в помине. На лице Пикассо-Хопкинса ни разу не появляется чего-то, что можно было бы прочесть как вдохновение. На его лице обычно лишь самоуверенность, гордыня или раздражение. Единственная сцена, где он работает — в приведенном здесь ролике. Она хороша, отчасти даже завораживающа, но этого слишком мало, чтобы спасти фильм.

Связанные ссылки:
От создателей фильма, Фильм на Кинопоиске, Фильм на IMDb
Отличный шведский фильм «Приключение Пикассо», смотрите лучше его
Снимается новый фильм о Пикассо, с Антонио Бандерасом, «33 дня»