Художественные фильмы

Эпизоды из фильма Модильяни: образ Пабло Пикассо


Фильм Модильяни (Modigliani) 2004 года — фантазия-реконструкция богемной атмосферы Парижа 1919 года. Придумана история о конкурсе, который выявил бы среди художникоа лучшего. Интрига в том, что все считали лидером успешного и разбогатевшего на заказах Пикассо, а победил бедный, но не поступающийся принципами Модильяни. Пишущий не ради денег, а ради искусства. И так по сценарию оказывается, что Модильяни только заказов не имел, а в художественной среде он котировался очень высоко, и все знали, что стоит лишь им с Пикассо сойтись в прямом поединке, и всё выяснится. Дело было только в том, чтобы они согласились на этот бой. Поэтому центральной сценой в фильме стал вызов Модильяни, брошенный при всей честной богеме, собравшейся в знаменитом кафе Ротонда. Вызов, обращенный к Пикассо. На конкурс, как на дуэль. И когда Пикассо принимает вызов, богема ревет в восторге. Этот момент и отражен в первом ролике, сверху. Образ Пикассо, конечно, крут. Лицо кавказской национальности в центнер весом. Почему-то всегда с пистолетом. Наверно, боится за свои деньги. Его образ на протяжении всего фильма — ходить пузом вперед, строить презрительные гримасы в адрес бедных художников, набрасываться на них с кулаками, едва проявят признаки неуважения., а в конце внезапно разразиться аплодисментами в адрес Модильяни, не в силах больше скрывать своего тайного восхищения.

Modigliani-Picasso-Salmon-Paris-1916

Во втором ролике, ниже, — эпизод, где Пикассо и Модильяни возвращаются от Ренуара. По сценарию, герой Пикассо здесь озвучивает своё кредо — деньги и успех, больше ничего не имеет смысла. И опять манипуляции с пистолетом. Двойной подбородок, высокомерие во взгляде, угрожающие повадки. Гангстер на автопрогулке. Этот рисунок роли выдерживается на протяжении всего фильма. Когда выставку работ Модильяни закрывает полиция из-за картин с обнаженной натурой, Пикассо «добивает» коллегу по цеху — издевательски замечает, что ту картину, что ему принесла Жанна, девушка Модильяни, он зарисовал поверху — под рукой не оказалось чистого холста. Слава богу, в конце авторы фильма нам объяснили мотивы такого свинского поведения Пикассо — под всеми этими нападками мэтр тщательно скрывал зависть к таланту Модильяни. И конкурсной работой Пикассо стал… портрет конкурента. Все написали самое дорогое — кто свою девушку, кто — свои страдания в сумасшедшем доме, а Пикассо — Модильяни. И это ничего, что в жизни ситуация была обратная — существует как раз портрет Пикассо кисти Модильяни. Но миф важнее фактов. Поэтому в конце фильма Пикассо расписывается в своем поражении на ниве искусства, признав победу Модильяни в конкурсе и, когда Модильяни погибает, Пикассо последним покидает его могилу. Потому что больше всех скорбит. Прямо раскаявшийся Сальери.

Связанные ссылки:
Пикассо и Модильяни, архивное фото
Рецензия Экслера на фильм «Модильяни»
Пикассо в 1919 году