Пикассо и Русский балет

Пабло Пикассо и Русский балет. 1920. Пульчинелла


Europa-Danse_Picasso-et-la-danse_Pulcinella_5
Реконструкция балета «Пульчинелла», 2007, театр Europa Danse
Фото © M.Loginov

Europa-Danse_Picasso-et-la-danse_Pulcinella_2
Реконструкция балета «Пульчинелла», 2007, театр Europa Danse
Фото © M.Loginov

Europa-Danse_Picasso-et-la-danse_Pulcinella_3
Реконструкция балета «Пульчинелла», 2007, театр Europa Danse
Фото © fermedevillefavard.pagesperso-orange.fr

Пабло Пикассо, эскиз костюма Пульчинеллы, 1920
Пабло Пикассо. Эскиз костюма Пульчинеллы. 1920

Этюд Пикассо к балету Пульчинелла, 1920
Пабло Пикассо. Эскиз к балету Пульчинелла. 1920

Пабло Пикассо. Эскиз занавеса к балету Пульчинелла. 1920
Пабло Пикассо. Эскиз занавеса к балету Пульчинелла. 1920

Балет «Пульчинелла» («Pulcinella»)

Постановка — Русский балет Дягилева (Ballets russes)
Премьера — Премьера 15 мая 1920, Париж, Гранд-опера
Музыка — Игорь Стравинский (Igor Stravinsky)
(Вариации на музыку Джованни Баттиста Перголези)
Либретто — Леонид Мясин (Léonide Massine)
Хореография — Леонид Мясин (Léonide Massine)
Декорации и костюмы — Пабло Пикассо (Pablo Picasso)

 

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ БАЛЕТА «ПУЛЬЧИНЕЛЛА»
Отрывок из книги Ролана Пенроуза «Пикассо. Жизнь и творчество»:

В 1920 и 1921 годах Дягилев поставил еще два балета в сценографии Пикассо — «Пульчинелла» и «Квадро фламенко». Идея первого из них муссировалась еще в 1917 году, когда Пикассо пребывал в Риме. Отталкиваясь от недавно обнаруженной рукописи 1700 года, Дягилев развил идею балета, вдохновленного эпизодом из комедии дель арте под названием «Четыре полишинеля, которые выглядят похожими». (См. сюжет спектакля)

Пикассо с его давней любовью к Арлекину сразу же посчитал этого господина с ястребиным носом подходящим персонажем, вполне заслуживающим его внимания, и во многих рисунках, сделанных в течение последующих трех лет, так или иначе отражается, что где-то в недрах памяти художника отложилась идея о подготовке к новому балету. На сделанных в Биаррице набросках обнаженных одалисок, которым Пьеро и Арлекин поют серенады, впервые появляется лицо Пульчинеллы в маске, хотя только в январе 1920 года мы находим проекты для обустройства сценического пространства.

Первые идеи для декораций основывались на причудливых, барочных приемах художественного оформления сцены, принятых в итальянском театре. Сюда входил ложный просцениум, открывающийся на ложную сцену с люстрой и богато декорированными пилястрами и потолком.

01_Picasso_Pulchinella_Decor . . . 02_Picasso_Pulchinella_Decor

В центре располагался еще один ложный просвет, через который открывалась длинная, окаймленная арками и галереями перспектива с видом на гавань с кораблями, и все это слегка напоминало молчаливые, загадочные piazzas (площади) Де Кирико. Хотя несколько натужная, принудительная перспектива и асимметричный угловой обман зрения свидетельствовали о кубистических корнях такого сценического решения, в целом оно производило эффект «беззастенчивого романтизма».

03_Picasso_Pulchinella_Decor . . . 04_Picasso_Pulchinella_Decor

Однако в окончательной версии эти сложные и расточительные экстравагантности исчезли, и вся форма оказалась в значительной степени упрощенной. Открывающаяся перспектива, позволявшая видеть ночное небо между домами с большой полной луной, повисшей над лодкой в гавани, трактовалась в строго кубистической манере.

05_Picasso_Pulchinella_Decor . . . 06_Picasso_Pulchinella_Decor

Романтизм был сокращен до минимума, барочный декор вовсе исчез, и остались только эти символы неаполитанской сцены, которые благодаря своей немногочисленности усилили свое звучание и стали более монументальными по масштабу.

07_Picasso_Pulchinella_Decor . . . 08_Picasso_Pulchinella_Decor

Белые костюмы и сверкающие черные маски пульчинелл, а также простая белая блузка с прилегающим лифом, передник и короткая красная юбка Пимпинеллы были отчетливо видны в лунном свете и предоставляли максимум возможностей для таланта Мясина к пантомиме.

Europa-Danse_Picasso-et-la-danse_Pulcinella_1
Современная реконструкция балета «Пульчинелла», 2007, в декорациях Пикассо, Europa Danse

Все спектакли Русского балета, которые оформлял Пикассо:
1917 — Парад (Parade)
1919 — Треуголка (Le Tricorne)
1920 — Пульчинелла (Pulcinella)
1921 — Квадро фламенко (Cuadro flamenco)
1924 — Голубой экспресс (Le train bleu)
1927 — Меркурий (Mercure)