Пикассо и Русский балет

Пабло Пикассо и Русский балет. 1921. Квадро фламенко


Пабло Пикассо. Эскиз декораций к балету Квадро фламенко. 1921
Пабло Пикассо. Проект декораций для балета «Квадро фламенко». 1921

Europa-Danse_Picasso-et-la-danse_Cuadro-flamenco_2
Реконструкция балета «Квадро фламенко», 2007, театр Europa Danse
Фото © M.Loginov

Europa-Danse_Picasso-et-la-danse_Cuadro-flamenco_1
Реконструкция балета «Квадро фламенко», 2007, театр Europa Danse
Фото © M.Loginov

Балет «Квадро фламенко»
(«Cuadro flamenco / Suite de danses andalouses»)

Постановка — Русский балет Дягилева (Ballets russes)
Премьера — 17 мая 1921, Париж,
театр Гетэ-лирик (Théâtre de la Gaîté Lyrique)
Музыка — испанское фламенко,
аранжировка — Мануэль де Фалья (Manuel de Falla)
Хореография — аутентичные испанские танцоры фламенко
Декорации и костюмы — Пабло Пикассо (Pablo Picasso)

 

Отрывок из книги Ролана Пенроуза «Пикассо. Жизнь и творчество»:

Следующим балетом, для которого Дягилеву снова потребовалась помощь Пикассо, оказался Cuadro flamenco («Картина в стиле фламенко»). В письме к Канвайлеру, написанном в апреле 1921 года, Грис, приглашенный повидаться с Дягилевым в Монте-Карло, жалуется, что первоначально именно его просили проектировать декорации и оформление к указанному спектаклю, но что «Пикассо вмешался и перехватил эту работу для себя». Звучит правдоподобно: ведь будучи тоже испанцем, Грис являлся в равной мере подходящим кандидатом на роль сценографа. Однако на деле вся эта идея родилась четырьмя годами раньше, когда Пикассо находился в Испании вместе с труппой «Русского балета». Тем не менее, как мы узнаем от Гертруды Стайн, отношения между Грисом и Пикассо были в то время холодными, и этот лед так и не растаял до самой смерти Гриса в 1927 году.

Дягилев с присущим ему чутьем распознавать таланты и энтузиазмом по отношению к танцам фламенко, мгновенно вспыхнувшим у него во время посещения Севильи, нашел там превосходную труппу цыганских танцовщиц. Туда входили и юные девушки необыкновенной красоты, и зрелые, страстные матроны, причем все они плясали и пели, словно одержимые. Среди танцоров-мужчин выделялся старый тореадор, который, потеряв обе ноги ниже колена, с особенной яростью исполнял на своих культях танцевальные номера до тех пор, пока более щепетильная или попросту брезгливая часть лондонской публики не потребовала убрать его. Их оркестр состоял из двух гитаристов3. Вся их группа сидела на сцене традиционным способом, расположившись полукругом перед опускным занавесом, разработанным Пикассо. Здесь он смог воспользоваться собственной идеей, от которой отказался при создании занавеса для «Пульчинеллы», и показал зрителям не только просцениум с веселым орнаментом в стиле рококо, но также и прилегающие к нему ложи, заполненные щегольскими парами, внимательно наблюдающими за представлением. Романтическое воздействие среды, богатой всевозможными проявлениями испанской бравады, позволило ему без всяких дополнительных усилий достичь атмосферы, идеальной для спектакля этого типа.

 

Все спектакли Русского балета, которые оформлял Пикассо:
1917 — Парад (Parade)
1919 — Треуголка (Le Tricorne)
1920 — Пульчинелла (Pulcinella)
1921 — Квадро фламенко (Cuadro flamenco)
1924 — Голубой экспресс (Le train bleu)
1927 — Меркурий (Mercure)