Пикассо и Русский балет

Пабло Пикассо и Русский балет. 1924. Голубой экспресс


Пабло Пикассо. Задник к балету Голубой экспресс. 1924
Пабло Пикассо. Занавес к балету Голубой экспресс. 1924

Музей Виктории и Альберта, Лондон

Пабло Пикассо, Задник к Голубому экспрессу, 1924
Занавес к балету Голубой экспресс. 1924

Музей Виктории и Альберта, Лондон

Le-train-bleu_1924_Decoration_Henri-Laurens
Современная реконструкция балета Голубой экспресс
Фото с Лондонской выставки 2010

le-train-bleu_ballets-russes_scene
Сцена из балета в декорациях Анри Лорана, фото 1924
(Из книги Chanel and Her World)

Балет «Голубой экспресс» («Le train bleu»)

Постановка — Русский балет Дягилева (Ballets russes)
Премьера — 20 июня 1924
Париж, театр Елисейских полей
Музыка — Дариус Мийо (Darius Milhaud)
Либретто — Жан Кокто (Jean Cocteau)
Хореография — Бронислава Нижинская (Bronislava Nijinska)
Сценография — Анри Лоран (Henri Laurens)
Костюмы — Коко Шанель (Coco Chanel)
Занавес — Пабло Пикассо (Pablo Picasso)

 

Участие Пикассо в оформлении этого спектакля было косвенным, просто его небольшая картина 1922 года — Женщины, бегущие по пляжу — была многократно увеличена и использована в качестве занавеса.

Небольшая гуашь 1922 года, размером всего 32 х 41 см, была увеличена до размеров 1020 x 1170 см, и копия, выполненная российским театральным художником Alexandre Schervahidze,  была настолько точной, что Пикассо подписал занавес своим именем (Dédié à Diaghilev, Picasso 24), с тех пор это самая большая работа, когда-либо подписанная Пикассо.

Le Train Bleu — так назывался поезд, который доставлял богатую публику из Кале к Средиземному морю, и балет представлял из себя сценки на модном курорте. Автор либретто, Жан Кокто как-то в перерывах между репетициями наблюдал гимнастические этюды Антона Долина, одного из солистов Русского балета, красота его тренированного спортивного тела и вдохновила Кокто на создание этого балета.

Его персонажи — пловцы, теннисисты, и атлеты, отдыхающие, принимающие солнечные ванные, влюбленные парочки и просто праздношатающаяся публика. Артисты имитировали игру в теннис, гимнастику и прочие пляжные спортивные развлечения.

Сценография Лорана представляла из себя кубистскую интерпретацию пляжа, Коко Шанель одела всех танцоров в стильные пляжные костюмы, и всему этому представлению как нельзя лучше подходил сюжет картины Пикассо с двумя женщинами, бегущими по пляжу, он и был перенесен на сценический задник.

Еще о балете Голубой экспресс и о работе Пикассо
см. на сайте Сulture.chanel.com

 

Программка к балету Голубой экспресс с рисунком Пабло Пикассо 1923 года
(Из книги «Chanel and Her World»):
Программка к балету Голубой экспресс с рисунком Пабло Пикассо

 

Все спектакли Русского балета, которые оформлял Пикассо:
1917 — Парад (Parade)
1919 — Треуголка (Le Tricorne)
1920 — Пульчинелла (Pulcinella)
1921 — Квадро фламенко (Cuadro flamenco)
1924 — Голубой экспресс (Le train bleu)
1927 — Меркурий (Mercure)