Пикассо и Русский балет

Пабло Пикассо и Русский балет. 1924-1927. Меркурий


Пабло Пикассо. Занавес к балету Меркурий (Музыка). 1924
Пабло Пикассо. Занавес к балету Меркурий. 1924
. Холст, масло, 392 x 501 см
Центр современного искусства Жоржа Помпиду, Париж

Mercure_1927_costumes-scene_Pablo-Picasso
Костюмы Пабло Пикассо к балету «Меркурий», 1924

Декорации Пикассо к балету меркурий, 1924 - Три грации и Цербер
Рикунок Пикассо для декораций к балету Меркурий — Три грации и Цербер, 1924

Europa-Danse_Picasso-et-la-danse_Mercure_1
Современная реконструкция балета Меркурий — Europa Danse

Балет «Меркурий» («Mercure»)

Премьера — 17 мая 1924, в рамках «Парижских вечеров»
графа де Бомона (Comte Etienne de Beaumont)
Премьера у Дягилева — 1 июня 1927, Париж, театр Сары Бернар
Музыка — Эрик Сати (Erik Satie)
Хореография — Леонид Мясин (Leonide Massine)
Декорации и костюмы — Пабло Пикассо (Pablo Picasso)

 

О СОЗДАНИИ БАЛЕТА «МЕРКУРИЙ»
По книге Ролана Пенроуза «Пикассо. Жизнь и творчество»

Дягилев представил этот балет в 1927 году, и с тех пор он входил в репертуар Русского балета, но создан он был раньше, в 1924 году, Леонидом Мясиным, рассорившимся с Дягилевым. Мясин в сопровождении почти всей труппы расстался со своим прежним импресарио с целью поставить балет для щедрого мецената графа Этьена де Бомона. Это было осуществлено летом 1924 года в рамках целого ряда частных представлений, ставших известными под названием Les Soirées de Paris (Парижские вечера). Соответственно, Пикассо работал над оформлением этого балета на музыку Эрика Сити — в 1924 году.

Плодом сотрудничества между Сати и Пикассо стал самый странный и самый оригинальный балет со времен памятной постановки Парада. Действуя тандемом, они, по словам известного балетного критика У. Либермана, «сочинили короткую пьесу в трех живых картинах, переполненную мифологическими происшествиями и щедро приправленную сугубо земной фантазией. Балет был преднамеренно сделан отчасти скатологическим. Он пытался шокировать и одновременно с этим развлекать». Сюжетная канва — нехитрая пародия на истории о греческих богах — являлась в этом спектакле наименее интересным элементом.

Темой опускного занавеса, выполненного в приглушенных коричневых и серых тонах, послужили два музыканта. Пикассо воспользовался представившимся ему случаем, чтобы лучше понять, а затем и реализовать некоторые новые и интересные идеи. В царящей везде атмосферной мягкости тона ударным моментом, который повторялся в эскизах костюмов, в сценических эффектах и задниках, явилось использование линии. Пикассо с детства любил продемонстрировать свои мастерство и ловкость, рисуя человеческую фигуру или животное одной непрерывной линией. Его способность, не отрывая пера от бумаги, превращать завихрения линии в иллюзию чего-то твердого и прочного становится удивительной демонстрацией виртуозности и потрясающего умения наблюдать.

Рисунки костюмов для «Меркурия» являют собой мастерские примеры каллиграфических рисунков этого типа. С характерной для него изобретательностью Пикассо предвидел, каким образом их можно показать на сцене. Хорошо помня об успехе «управителей» в «Параде», они вместе с Мясиным придумывали самые разнообразные конструкции. Колесница для похищения Персефоны, в которой Плутон разъезжает вместе со своей добычей, и лошадь, запряженная в нее, нарисованы в виде набора железных стержней на больших упрощенных белых формах.

Результат, достигнутый в смысле формы и движения с помощью столь простых средств, оказался триумфальным. Мэтр сюрреализма Андре Бретон назвал сценографию Пикассо для этого балета «трагическими игрушками для взрослых», созданными в духе сюрреализма. Но вместе с тем этот балет не пользовался особым успехом ни при его первой постановке, ни позже, в 1927 году, когда им занялся Дягилев. Критик Сирил Бомон считает, что «в целом данное произведение выглядело невероятно глупым, вульгарным и бессмысленным», — и если бы не музыка Сати и новшества Пикассо в области декораций и художественного оформления, его бы очень скоро забыли.

Однако на большой ретроспективной выставке Пикассо, проводившейся в Париже в 1955 году, опускной занавес к «Меркурию» показывался как одна из главных его работ. Принимая во внимание недостаточно широкий охват тематики на этой выставке, составленной главным образом из станковых полотен, он послужил важным примером характерного стиля Пикассо начала 20-х годов.

 

Все спектакли Русского балета, которые оформлял Пикассо:
1917 — Парад (Parade)
1919 — Треуголка (Le Tricorne)
1920 — Пульчинелла (Pulcinella)
1921 — Квадро фламенко (Cuadro flamenco)
1924 — Голубой экспресс (Le train bleu)
1927 — Меркурий (Mercure)