Дора Маар. Фото, 1946


Дора Маар. Фото, 1946



Дора Маар. Фото, 1946
Portrait de Dora Maar au fume-cigarette, 1946
Foto: Izis (Israel Biederman) © Musée Picasso (dist. RMN)

Дора Маар, художница и профессиональный фотограф, — женщина Пикассо на протяжении 1936-1945 годов. Она была с ним рядом, когда он писал Гернику, снимала на фотопленку все стадии работы над самой изестной картиной ХХ века. Уникальная фотохроника сохранилась.

На этом фото — Дора Маар в 1946 году, уже после разрыва с Пикассо. Их расставание сопровождалоь нервным срывом Доры, Пикассо поместил ее в психиатрическую клинику, где она, в частности, подвергалась лечению электрошоком. Пикассо не принимал обвинения окружающихв том, что это он довел Дору до такого состояния. Об этом можно прочесть в воспоминаниях Франсуазы Жило, которая сменила Дору в роли музы Пикассо в послевоенные годы:

«Пабло решил вызвать доктора Лакана, психоаналитика, к которому обращался с большинством своих проблем, но не хотел звонить при Доре и отправил с этим поручением Сабартеса. Лакан приехал немедленно.
— После того, как Лакан ушел с Дорой, — продолжал Пабло, — Элюар так расстроился, что обвинил меня в ее состоянии, поскольку я сделал ее совершенно несчастной. Я ответил, что если б не сошелся с ней, она дошла бы до такого состояния уже давно. «Если кого и винить, — сказал я, — так это тебя и остальных сюрреалистов с вашими дикими идеями утверждать антирационализм и разрушать здравый смысл». Элюар ответил, что они оказали на нее только косвенное влияние, потому что все это были теории, но я сделал ее несчастной в самом прямом смысле. Он пришел в такой гнев, что схватил стул и с размаху грохнул его об пол.
А я могу твердо сказать, что после знакомства со мной жизнь Доры стала более содержательной. Более целеустремленной. Фотография ее не удовлетворяла. Она стала писать больше и добилась немалых успехов. Я вознес ее.
Я сказала, что, возможно, вознес, но лишь затем, чтобы потом уронить. Она, несомненно, стала делать успехи, и тут он начал от нее отдаляться.
— Человек не срывается внезапно без подспудной причины, — ответил Пабло. — Это как огонь, который долго тлеет, а потом от порыва ветра начинает бушевать. Не забывай, что ведущие сюрреалисты, пережившие расцвет своего движения — Бретон, Элюар, Арагон — обладают очень сильными характерами. Более слабым их последователям пришлось туго: Кревель покончил с собой, Арто сошел с ума, есть еще много других подобных случаев. Как идеология сюрреализм почти неизменно сеял несчастье. Истоки его представляют собой весьма сомнительную смесь. Нет ничего странного в том, что от такой мешанины многие сбились с пути.»
(Из книги Франсуазы Жило Моя жизнь с Пикассо, 1964)

Связанные ссылки
Дора Маар на картинах Пикассо
Плачущая женщина — портреты Доры Маар
Франсуаза Жило на картинах Пикассо

Теги: