Мать Пабло Пикассо. Фото, ок. 1900


Мать Пабло Пикассо. Фото, ок. 1900



Мария Пикассо Лопес, мать Пабло Пикассо, фото ок.1900
Архивное фото, Musée National Picasso, Paris

Донья Мария Пикассо Лопес (María Picasso López, 1855-1939) — принадлежала к испанской семье из Малаги, предположительно имевшей итальянские корни. Отец Марии был преуспевающим буржуа; в какой-то момент он отбыл в направлении Кубы и никогда оттуда не вернулся. У матери Марии остались не особенно доходные виноградники и несколько дочерей, одна из которых, Мария, стала невестой не особенно состоятельного молодого художника, будущего отца Пикассо.
Интересно, что Пабло Пикассо мог бы и вообще не родиться. Свадьба была запланирована на 1978 год, но из-за эпидемии филлоксеры, поразившей виноградники Европы, мать Марии оказалась на грани разорения, и свадьбу пришлось отложить на два года. Удивительно, но именно маленькому жучку-вредителю виноградной лозы мы обязаны появлением на свет будущего великого художника через год после свадьбы Марии Пикассо Лопес и Хосе Руиса Бласко. Не приключись этой эпидемии, двумя годами раньше у них родился бы кто-то другой.

Рождение сына

Роды были очень тяжелыми, и акушерка даже успела сказать роженице, что ребенок, кажется, мертворожденный. Доктор, брат дона Хосе, Сальвадор, взял неподвижное тельце младенца и, как гласит легенда, выдохнул ему в лицо дым гаванской сигары. «Мертворожденный» сморщился и громко закричал. Молодая мать, испытав сначала стресс тяжелых родов, потом страх, что младенец вот-вот умрет, и, наконец, потрясение от его «возрождения», возблагодарила всех святых, вернувших ей сына. Их имена и составили большую часть имени Пабло Пикассо при крещении — Pablo Diego José Francisco de Paula Juan Nepomuceno María de los Remedios Crispiniano de la Santísima Trinidad Ruiz Picasso — по мысли обезумевшей от счастья матери, это должно было защищать ее бесценное сокровище и впредь. Счастливое возвращение к жизни ребенка было для нее знаком особого расположения к нему Бога.

Воспитание гения

Мария Пикассо была маленькая, живая, остроумная, очень темпераментная, страстная, ее муж был гораздо спокойнее, тише. Как вспоминал Пикассо, отец часто выглядел озабоченным, апатичным и даже подавленным, в то время как мать была живой душой дома. (См. портреты матери кисти Пикассо.) Маленький Пабло был очень похож на нее — не лицом, а телосложением и темпераментом. Она души не чаяла в своем первенце, и всегда его во всем поддерживала. Он ненавидел школу, кроме рисования его там ничего не интересовало, но мать это не особенно беспокоило, она всегда считала, что он будет великим из великих. С ранних лет она культивировала в нем невероятно высокую самооценку. По воспоминаниям Пикассо, она убеждала маленького мальчика, что если он изберет военную карьеру, то обязательно станет генералом, а если церковь, то — папой. «Но я пошел в художники и стал Пикассо.» Такая любовь и вера в сына не мешала ей быть довольно строгой, и даже деспотичной матерью. Биографы Пикассо считают, что Пикассо, уезжая в Париж, покидая навсегда Испанию, не только стремился во всемирную столицу искусства, но и освобождался от деспотизма матери.

Мать и взрослый сын

После смерти мужа в 1913 году Мария стала жить со своей дочерью, сестрой Пикассо, Лолой, она привезла с собой двадцать картин сына и развесила их по стенам — создала свой собственный храм. Когда он уехал во Францию, их контакт не прервался. Они переписывались, он писал ей краткие письма- сообщения, она отвечала ему пространными посланиями. Несколько раз она была у него во Франции, он хотел, чтобы она стала свидетельницей его успеха, водил ее с собой в рестораны, на выставки, на награждения и даже в казино; желая щегольнуть перед ней, как-то раз он спустил за вечер целое состояние.

Сын привозил своих женщин показывать родителям. Фернанда Оливье очень им понравилась, тогда ещё был жив отец. Ольгу Хохлову он знакомил уже только с матерью, отец к тому времени уже несколько лет как ушел из жизни. Ольгу донья Мария встретила гораздо прохладнее, известно, что она предупредила свою невестку, что вряд ли ей удастся быть счастливой в этом браке — она прекрасно знала, что ее Пабло не может любить никого, кроме себя, и ничего, кроме своего искусства.

Пабло Пикассо не был на похоронах своей матери, в 1939 году — незадолго до этого он поклялся, что не вступит на землю Испании, пока там правит франкистский режим.

© PicassoLive.ru

Теги: