Мария Пикассо Лопес, мать Пабло Пикассо, фото ок.1900
Архивное фото, Musée National Picasso, Paris
Донья Мария Пикассо Лопес (María Picasso López, 1855-1939) — принадлежала к испанской семье из Малаги, предположительно имевшей итальянские корни. Отец Марии был преуспевающим буржуа; в какой-то момент он отбыл в направлении Кубы и никогда оттуда не вернулся. У матери Марии остались не особенно доходные виноградники и несколько дочерей, одна из которых, Мария, стала невестой не особенно состоятельного молодого художника, будущего отца Пикассо.
Интересно, что Пабло Пикассо мог бы и вообще не родиться. Свадьба была запланирована на 1978 год, но из-за эпидемии филлоксеры, поразившей виноградники Европы, мать Марии оказалась на грани разорения, и свадьбу пришлось отложить на два года. Удивительно, но именно маленькому жучку-вредителю виноградной лозы мы обязаны появлением на свет будущего великого художника через год после свадьбы Марии Пикассо Лопес и Хосе Руиса Бласко. Не приключись этой эпидемии, двумя годами раньше у них родился бы кто-то другой.
Рождение сына
Роды были очень тяжелыми, и акушерка даже успела сказать роженице, что ребенок, кажется, мертворожденный. Доктор, брат дона Хосе, Сальвадор, взял неподвижное тельце младенца и, как гласит легенда, выдохнул ему в лицо дым гаванской сигары. «Мертворожденный» сморщился и громко закричал. Молодая мать, испытав сначала стресс тяжелых родов, потом страх, что младенец вот-вот умрет, и, наконец, потрясение от его «возрождения», возблагодарила всех святых, вернувших ей сына. Их имена и составили большую часть имени Пабло Пикассо при крещении — Pablo Diego José Francisco de Paula Juan Nepomuceno María de los Remedios Crispiniano de la Santísima Trinidad Ruiz Picasso — по мысли обезумевшей от счастья матери, это должно было защищать ее бесценное сокровище и впредь. Счастливое возвращение к жизни ребенка было для нее знаком особого расположения к нему Бога.
Воспитание гения
Мария Пикассо была маленькая, живая, остроумная, очень темпераментная, страстная, ее муж был гораздо спокойнее, тише. Как вспоминал Пикассо, отец часто выглядел озабоченным, апатичным и даже подавленным, в то время как мать была живой душой дома. (См. портреты матери кисти Пикассо.) Маленький Пабло был очень похож на нее — не лицом, а телосложением и темпераментом. Она души не чаяла в своем первенце, и всегда его во всем поддерживала. Он ненавидел школу, кроме рисования его там ничего не интересовало, но мать это не особенно беспокоило, она всегда считала, что он будет великим из великих. С ранних лет она культивировала в нем невероятно высокую самооценку. По воспоминаниям Пикассо, она убеждала маленького мальчика, что если он изберет военную карьеру, то обязательно станет генералом, а если церковь, то — папой. «Но я пошел в художники и стал Пикассо.» Такая любовь и вера в сына не мешала ей быть довольно строгой, и даже деспотичной матерью. Биографы Пикассо считают, что Пикассо, уезжая в Париж, покидая навсегда Испанию, не только стремился во всемирную столицу искусства, но и освобождался от деспотизма матери.
Мать и взрослый сын
После смерти мужа в 1913 году Мария стала жить со своей дочерью, сестрой Пикассо, Лолой, она привезла с собой двадцать картин сына и развесила их по стенам — создала свой собственный храм. Когда он уехал во Францию, их контакт не прервался. Они переписывались, он писал ей краткие письма- сообщения, она отвечала ему пространными посланиями. Несколько раз она была у него во Франции, он хотел, чтобы она стала свидетельницей его успеха, водил ее с собой в рестораны, на выставки, на награждения и даже в казино; желая щегольнуть перед ней, как-то раз он спустил за вечер целое состояние.
Сын привозил своих женщин показывать родителям. Фернанда Оливье очень им понравилась, тогда ещё был жив отец. Ольгу Хохлову он знакомил уже только с матерью, отец к тому времени уже несколько лет как ушел из жизни. Ольгу донья Мария встретила гораздо прохладнее, известно, что она предупредила свою невестку, что вряд ли ей удастся быть счастливой в этом браке — она прекрасно знала, что ее Пабло не может любить никого, кроме себя, и ничего, кроме своего искусства.
Пабло Пикассо не был на похоронах своей матери, в 1939 году — незадолго до этого он поклялся, что не вступит на землю Испании, пока там правит франкистский режим.
© PicassoLive.ru
Теги: