Отец Пабло Пикассо. Фото, ок. 1870


Отец Пабло Пикассо. Фото, ок. 1870



Хосе Руис Бласко, отец Пабло Пикассо, фото ок. 1870
Архивное фото, Musée National Picasso, Paris

Дон Хосе Руис Бласко (José Ruiz Blasco, 1838-1913) происходил из древнего, довольно богатого рода, ко времени дона Хосе уже слегка обедневшего. Сам Дон Хосе был не очень преуспевающим художником-анималистом и куратором местного музея в Малаге. К моменту женитьбы в 1880 году на будущей матери Пикассо, Дон Хосе был довольно беден, и к тому же едва оправился от смерти своей первой возлюбленной. Его новой невестой стала донья Мария Пикассо Лопес, происходившая из ещё менее состоятельной семьи, владевшей небольшими виноградниками. Донья Мария была на 14 лет моложе жениха, она была маленькой и черноволосой, в то время как сам дон Хосе был высоким голубоглазым блондином, с виду напоминавшим англичанина. Пабло был их первым ребенком, позднее у них появились и ещё две девочки — Долорес, или Лола, будущая модель для многочисленных портретов кисти своего выдающегося брата, и Консепсьон, которую называли Кончита, и которая умерла в возрасте четырех лет от дифтерии.

Передать свой талант сыну

В период, к которому относится фото, дон Хосе — преподаватель школы изобразительных искусств в Малаге, городе, где в 1881 году родился Пабло Пикассо. Отец сразу распознал у маленького Пабло необыкновенные способности к рисованию. Он научил его азам живописи и всячески пестовал рано проявившееся дарование сына. Существует устойчивая легенда, что дон Хосе, впечатленный первыми работами своего талантливого ребенка, передал ему свою палитру, сказав, что впредь отказывается писать сам. И что Пабло Пикассо всю жизнь потом испытывал вину, что художественно «ослепил» отца.

Отец передал ему не только свое умение рисовать, но и свою страсть к корриде, которая потом никогда не оставляла Пикассо, и первая известная картина Пикассо Желтый пикадор изображает матадора на коне. Отец также был заядлым голубятникм, держал голубятню, сотни птиц, много рисовал их, и детство маленького Пикассо непредставимо без его игр с голубями.

. .
К тому же он знал, как эти птицы дороги отцу и, уходя в школу, он часто захватывал с собой кисти отца и его голубя, чтобы быть уверенным, что теперь-то отец наверняка зайдет за ним. Эти сюжеты — коррида и голуби — проходят потом через всю живопись Пикассо, на протяжении всей его долгой творческой биографии.

Обучение сына

Переезжая с семьей сначала в Ла Корунью, а затем в Барселону, отец получал профессорские должности в художественных заведениях, и сын поступал туда же на учебу. Под руководством отца были написаны первые значительные академические работы Пикассо, Первое причастие и Знание и милосердие, которые выставлялись на художественных выставках Барселоны и Малаги и получили признание и награды. На обеих картинах в качестве одного из главных персонажей изображен отец. Существует также множество портретов отца Пикассо, сделанных сыном в этот ранний период творчества. Воодушевленный успехами сына, отец арендовал ему его первую мастерскую-студию, и рано начал вывозить его в Мадрид, в музей Прадо, где юный гений изучал живопись Веласкеса и Эль Греко. Он также сподвиг сына на поступление в Королевскую Академию Искусств в Мадриде, лучшее художественное учебное заведение Испании.

Он так и не понял своего сына

Однако, нестандартный путь в искусстве начинающего художника не был таким, каким его хотел видеть отец. Отношения отца и сына стали напряженными уже с 1898 года, когда Пабло оставил учебу в мадридской Академии, посчитав, что ничему новому, по сравнению с тем, что он уже умел, он там не научится, и решил двигаться в искусстве самостоятельно. Он учится у великих, копируя шедевры в музеях и пишет сам в манере старых мастеров, а затем возвращается в Барселону и вливается в круг молодых каталонских художников, вращавшихся вокруг богемного кафе Четыре кота, участвует в выставках и издании художественного журнала. С этих пор всё дальнейшее творчество Пикассо уже навсегда обращено в сторону авангарда, что, безусловно, не могло восприниматься с большим восторгом его отцом, приверженцем классической традиции в живописи. Обучая в детстве сына азам мастерства, он всего лишь хотел, чтобы тот мог впоследствии этим ремеслом зарабатывать себе на жизнь, возможно, занять более высокое место преподавателя в более престижном художественном заведении, чем это удалось ему самому.

© PicassoLive.ru

Теги: