Карлос Касагемас

Карлос Касагемас (1881-1901) – друг Пикассо, с которым они познакомились и стали практически неразлучны в тот период, когда Пикассо в 1899 году вернулся из Мадрида в Барселону. Он бросил учебу в Королевской академии с ее затхлой традиционностью и попал в свежую среду барселонской богемы - авангардных художников, скульпторов и литераторов. Касагемас был тем, с кем он сблизился более всех. Они устроили мастерскую в одном из помещений дома богатых и знатных родителей Касагемаса, и Пикассо расписал его пустые стены изображениями недостающей мебели. Они вместе посещали богемное заведение Четыре кота, центр барселонской художественной жизни, вместе обходили бары, таверны, кабаре и бордели. Касагемас был довольно тонкой, эстетствующей и чувствительной натурой, что в значительной степени усиливали алкоголь и морфий. Эмоциональный и влюбчивый, он попал под влияние одной из девушек, которые окружали молодых испанских художников в их первый приезд в Париж. Пикассо, Касагемас и чуть позднее присоединившийся к ним Мануэль Пальярес, школьный друг Пикассо, делили своё парижское обиталище с тремя девушками-парижанками. Одна из них, Жермен Гаргалло, стала той роковой женщиной, из-за которой Касагемас в конце концов покончил с собой. Он хотел жениться, но она отвергала его любовь и унижала его, и Пикассо, чтобы вывести друга из депрессии, увез его из Парижа. Они уехали на Новый 1901 год в Барселону, а затем в Малагу, к родным Пикассо. Однако там Касагемас не переставал изводить его своей любовной
тоской по Жермен, и наконец, Пикассо не выдержал, и отпустил его в Париж, а сам отправился в Мадрид, ему нужно было работать, он заключил в Париже договор со своим артдилером Маньячем, что подготовит работы к выставке в парижcкой галерее Воллара. В Мадриде до него доходят известия о смерти Касагемаса. Оказывается, его друг, получив очередную отставку от Жермен, собрал в кафе компанию друзей, произнес прощальную речь и покончил с собой у них на глазах. Сначала он выстрелил в Жермен и, будучи уверенным, что убил ее, выстрелил в себя. Она, однако, увидев направленное на нее дуло, успела упасть под стол, и выстрел ее не задел, зато ранение Касагемаса оказалось смертельным, и через пару часов он скончался. Пикассо был потрясен. Он отпустил друга в Париж одного, зная о его невменяемости, эта смерть могла бы быть предотвращена. Эта вина будет с ним всю жизнь, особенно в первые годы – практически весь голубой период в творчестве Пикассо пройдет под знаком этой смерти. Он напишет несколько картин на смерть Касагемаса, непосредственно изображающих друга в гробу, а также несколько картин, казалось бы, на другой сюжет, однако их главным персонажам Пикассо придаст черты сходства с Касагемасом. Такова, например, одна из его самых значительных работ голубого периода, Жизнь. И даже через 25 лет появится картина, Три танцора (танцовщицы), в персонажах которой, предположительно, он зашифрует главных действующих лиц этой старой драмы, Касагемаса и Жермен Гаргалло. © PicassoLive.ru