Назад к Энгру

Существует условная серия реалистичных карандашных работ Пикассо, которые принято называть "назад, к Энгру". Первые из них были сделаны в 1914-1915 годах, прямо посреди кубизма, задолго до наступления классического периода в его творчестве. Роланд Пенроуз пишет: "Летом 1915 года он в очередной раз удивил друзей тщательным и изящным карандашным рисунком Воллара, своего старого маршала, где ясные контуры в сочетании с блестяще заштрихованными формами позволили добиться почти фотографического сходства, что совершенно невероятным образом контрастирует с кубистическим портретом того же торговца предметами искусства, который он написал пятью годами ранее. Сейчас — это действительно мастерский портретный рисунок, безукоризненный по любым академическим стандартам. Линия настолько чувствительна и точна,
что критики немедленно бросились в сравнения с Энгром". Помимо портрета Воллара, в эти годы появилось несколько карандашных рисунков других друзей Пикассо, среди которых наиболее известны портреты Макса Жакоба и Аполлинера. В период классицизма Пикассо значительно пополнил эту серию, он перерисовал всех своих новых знакомых из Русских балетов - Дягилева, Мясина, Стравинского. И, конечно, много рисовал Ольгу. Пенроуз: "Все они напоминают по своему совершенству графику Энгра. Однако в них присутствует также и легкий элемент карикатурности, проявляющийся в разных особенностях и деталях, а особенно подчеркнутый в изображениях рук, и этот немного гротескный оттенок категорически не позволяет приписать указанные портреты никому другому, кроме Пикассо."