Портрет

Пикассо писал всё без исключения - портреты, пейзажи, животных, ню, жанровые сцены. Однако если сравнить количество написанного им в разных жанрах, то становится очевидным, что прежде всего Пикассо – портретист. Больше всего на свете его интересовали люди, и он нарисовал несметное количество портретов, тысячи и тысячи. Естественно, он не вписывается в привычный тип портретиста, для которого важно передать внешнее сходство. Вернее, он мог бы быть таковым, это ясно из его работ раннего периода творчества, когда он ещё только искал себя. Он проводил многие часы в музее Прадо в Мадриде, изучал живопись Веласкеса и Гойи, копировал и создавал потом портреты в стиле великих мастеров. Он мог бы быть вполне традиционным художником, высококлассным реалистом, но, как он говорил позднее, дублировать видимый мир на своих картинах - бессмысленно. Набирающего силу Пикассо, ищущего нового способа передачи в живописи своего восприятия, это не удовлетворяло. Уже в голубой период его портреты становятся условными, символичными, схожесть отступает, и потом он вернется к реализму только в 20-е годы, в период классицизма. И во времена кубизма, и потом схожесть портрета и оригинала волновала Пикассо
в последнюю очередь. Он искал внутреннюю суть человека, как он ее видел. Интересна история с портретом Гертруды Стайн. Он работал над ним в течение десятков сеансов, пытаясь уловить суть этой нестандартной личности, с которой он успел к тому времени познакомиться и сдружиться. Наконец, он замазал полностью лицо и воскликнул в отчаянии: «Я больше не вижу вас!» Вернувшись к работе через несколько месяцев, он, наконец, достиг того, чего хотел. Результат был феноменальным – Гертруда Стайн стала действительно похожа на свой портрет – но только через несколько десятилетий. Аналогично, ни один портрет его женщин (а он всегда писал своих муз) не похож на них самих, в привычном понимании похожести. И в то же время портреты каждой женщины отличаются от портретов другой женщины. Раз за разом он воспроизводил один и тот же образ Марии-Терезы Вальтер, и его никогда не спутаешь с образами, например, Доры Маар, «плачущей женщины». А Франсуаза Жило описывает, как он уничтожал набросок за наброском, пытаясь выразить в портрете характер своей новой возлюбленной. Пока не возник образ «женщины-цветка». Ниже – необъятная галерея бесчисленных портретов, созданных Пабло Пикассо. © PicassoLive




Стр. 1 из 1812345...10...Последняя »