Африканский период (1907-1909)

Короткий протокубистский, предшествующий «высокому», или аналитическому кубизму период, пришедшийся на 1907-1908 годы, называют по-разному. Иногда - «сезанновским», потому что Пикассо испытывает в это время влияние метода Сезанна – упрощать изображение, не забывать, что в основе любой, даже очень сложной формы лежит простой геометризм – шар, цилиндр, конус. Но чаще это период называют «африканским», или «негритянским», так как в это время Пикассо открыл для себя архаичное искусство Африки и почувствовал необходимость изменить под его влиянием свой собственный метод творчества. Он познакомился с африканским искусством на этнографической выставке в музее Трокадеро весной 1907 года. Для него это было настоящим открытием – простые, даже примитивные формы древней скульптуры несли в себе огромный художественный заряд. Они передавали образ реальности с гораздо большей силой, чем современное Пикассо европейское искусство. В древности – грубая простота и необыкновенная мощь, в современности – живописная красивость и копошение в деталях. Древние освобождали форму от частностей, и освобожденная форма способна была передать гораздо эффективнее суть предмета и магию скрытого в ней образа. Древние деревянные идолы, грубые каменные статуэтки и архаичные маски служили совсем не для украшения жизни, они несли в себе образы непонятных и страшных сил природы, искусство было магическим средством заклятия этих враждебных человеку сил. Оно играло куда более важную роль чем сейчас, в ходе истории оно стало просто довеском к жизни, и лишь наводит лоск красивости на человеческое существование. Пабло Пикассо, который всегда воспринимал свое занятие как самое важное в мире, понял, как вдохнуть в него дух первобытной силы. Он начинает применять методы древних художников - последовательно упрощает форму изображаемых предметов, делает их монументальнее и выразительнее, превращает персонажей в подобие деревянных идолов, искажает их лица, превращает их в маски. Он применяет грубую штриховку, имитирующую насечки на деревянных африканских скульптурах. Он гасит цвет и объединяет пространство
и персонажей в единое целое – такой синкретичный взгляд на реальность был свойственен древнему сознанию. На полотнах Пикассо это выглядит так, как будто и персонажи, и фон – занавес или деревья, или горы на заднем плане, или даже воздух, само пространство – всё осязаемо, всё «сделано» из единого «материала», всё состоит из единых блоков ("кубиков", как насмешливо охарактеризовали это современники). Поверхность его картин теперь воспринимается как скульптурный барельеф, изображение выглядит как трехмерное, оно как бы вырезано из цельного куска дерева или вырублено из целой скалы. Первым произведением Пикассо, в котором проявилось «африканское влияние», считается картина 1907 года Авиньонские девицы. Он разрабатывал ее, исходя из своих предыдущих (в том числе и на основе метода Сезанна) поисков в Госоле. Он искал новое формообразование, и то, к чему он пришел в Девицах, было радикально даже для него самого. Он писал картину более полугода, многократно перекраивая композицию и видоизменяя образы женщин. Он порвал в этой картине со всякой традиционностью, отказался от всякой красивости, с какой обычно изображалось женское тело. Он бесконечно переписывал ее персонажей, искажая и упрощая их формы, и последним этапом превратил лица двух персонажей в настоящие африканские ритуальные маски. Неудивительно, что первой реакцией художественного сообщества было неприятие. Но Пикассо нащупал метод, и последующие два года он последовательно развивает его. Основные работы, которые принято относить к «африканскому» периоду, сделаны во второй половине 1907 года, когда он писал своеобразные «постскриптумы» к Авиньонским девицам – многочисленных персонажей с лицами, похожими на африканские маски, например, Три фигуры под деревом или Обнаженная с драпировкой. В 1908 году, в Рю-де-Буа, он написал такие характерные работы, как Дриада, Купание, Три женщины, Дружба. В 1909 году он проводит лето в Хорта-де-Эбро, где наконец появляются образцы «чистого», «высокого», «аналитического» кубизма, который уже принято относить к следующему периоду творчества. © PicassoLive




Стр. 1 из 212