Синтетический кубизм (1912-1917)

Синтетический кубизм начинается приблизительно с весны 1912 года, с изменения колористики прежде монохромных рафинированных кубистских композиций предыдущих двух лет аналитического периода. В апреле 1912 Пикассо привозит из небольшого путешествия свою новую работу, Воспоминание о Гавре, где впервые появляется цвет. «Произошла смена оружия», - мгновенно оценил ситуацию Брак. С этого времени кубизм становится значительно жизнерадостнее и конкретнее. В ранее абстрактные композиции сейчас вводится не только цвет, но и прописывается фактура материалов. Брак врисовывает в свою полуабстрактную кубистскую композицию Кувшин и кружка вполне реалистичное изображение гвоздя. И они стали активно оживлять свои картины новыми узнаваемыми деталями, своеобразными знаками, которые вполне определенно отсылали зрителя к реальным предметам. Уход в абстракцию основателей кубизма совсем не привлекал, и эти конкретные распознаваемые детали всё в большем количестве появляются на их полотнах – кусок занавески намекает на окно, торчащий из ящика ключ отсылает к комоду. И другие «говорящие» детали - ломтик лимона, трубка, бутылка, бокал. На холсте появляются буквы и целые слова – название вина, журнала, таверны, имя возлюбленной. Наконец, Пикассо вклеивает в картину
настоящую почтовую марку. Скоро их с Браком холсты превращаются в декоративные коллажи. В 1912 Пикассо создает Натюрморт с плетеным стулом. Он включает в овальную композицию картины клеенку с рисунком, имитирующим решетку стула, а сам овал окаймляет толстой бечевкой - это «рама» картины. Прообраз всех ready-made экспериментов 20 века создан. В этом же году, во время их совместного с Пикассо пребывания в Сорге, Брак изобретает папье-колле, бумажные коллажи – объемные картины, пространственные композиции, своеобразные скульптуры из бумаги. Пикассо с энтузиазмом откликается на эту находку Брака и создает огромное количество таких бумажных композиций. Наиболее известна его серия Гитары. Он использует газеты, нотные листы, обои, ткани, картон. Но кроме того, он работает над фактурой поверхности картины, добавляя в краски песок, опилки. Добиваясь целостного образа, он использует в единой композиции уголь, карандаш, масло, воск, дерево, готовые посторонние предметы, например, чайные ложки. Соединяет ранее в живописи несоединимое. Этот период кубизма получил название синтетического не случайно - создавая свои декоративные коллажи, Пикассо как бы «синтезирует» художественную реальность из символов реальности настоящей. © PicassoLive




Стр. 1 из 212