Алжирские женщины

Зимой 1954-1955 годов, в своей парижской мастерской на улице Великих Августинцев, Пикассо создаёт серию картин АЛЖИРСКИЕ ЖЕНЩИНЫ (Les femmes d'Alger) по мотивам знаменитой картины Эжена Делакруа 1834 года. Всего – 15 вариаций, которые обозначены в алфавитном порядке как Version А-О. Разные по композиции, количеству персонажей и колориту, часть из них – в цвете, часть – монохромные. На тринадцати картинах варьируется композиция из четырех женщин, одна из которых сидит, одна лежит, одна заваривает чай, а одна курит кальян. А две картины – это портреты одной женщины. Моделью для всех персонажей послужила Жаклин Рок. Уже при знакомстве с Жаклин Пикассо был потрясен ее сходством с главным женским персонажем с картины Делакруа, сидящей женщиной с лицом, повернутым в профиль. К тому же и по натуре Жаклин напоминала тип восточной женщины – своей склонностью к покорности и подчинению. Она, например, называла Пикассо «Мой господин» и «Солнце». И он неоднократно, и вне серии Алжирских женщин, изображал ее в восточных нарядах, в турецкой чалме или шароварах. С нее писались и Алжирские женщины. Вообще, групповой портрет обнаженных женщин – это постоянная тема Пикассо. Это было сюжетом его Авиньонских девиц, самой знаменитой его картины, обозначившей начало кубизма и место Пикассо в авангарде европейского искусства. Потом были его многочисленные композиции с купальщицами, позднее он напишет множество вакханалий, а также серию Завтрак на траве по Мане. Тема восточного гарема гармонично вписывается в эту линию творчества Пикассо. К тому же здесь он находится внутри традиции, его интерес к Востоку не уникален. Гаремы из Северной Африки были излюбленным сюжетом многих художников конца 19 и начала 20 веков. Конкретным вдохновителем для Пикассо стал Эжен Делакруа, с его картинами 1830-х годов, но для Пикассо это диалог не только с Делакруа, но и, например, с Энгром, которого Пикассо боготворил всю жизнь (см. серию "назад к Энгру"), и который тоже написал своих восточных женщин. Но непосредственным посредником между ними и Пикассо был ещё один мэтр, с которым Пикассо вечно состязался - Анри Матисс, с его особенным интересом к Востоку. Еще в 20-е годы серией своих Одалисок Матисс вводит ориентализм в тематику современного искусства.
Считается, что конкретным поводом к написанию Пикассо серии Алжирских женщин стала смерть Матисса в 1954 году. Своей серией Пикассо как бы восстанавливал живую связь с ушедшими мэтрами, вступая с ними в художественную дискуссию на интересующую всех её участников тему. "У меня есть ощущение, что Делакруа, Джотто, Тинторетто, Эль Греко и другие, а также все современные художники, хорошие и плохие, абстрактные и не абстрактные, все стоят за мной и наблюдают за моей работой." (Hélène Parmelin, Picasso Plain, New York, 1963, p.77) Пикассо, безусловно, идет дальше своих предшественников в смысле эротичности своих персонажей. При всей условности и абстрактности его живописи, вроде бы не передающей телесность буквально и натуралистично, сами позы персонажей, степень обнаженности, фиксация внимания на определенных частях тела у Пикассо беспрецедентны. В беседе со своим дилером Канвайлером Пикассо как-то заметил: "Если бы Делакруа увидел мои работы, я бы ему сказал вот что: вы писали, имея ввиду Рубенса, но сделали как Делакруа. А я писал, имея ввиду вас, но я тоже сделал нечто своё." (Susan Grace Galassi, Picasso’s Variations on the Masters: Confrontations with the Past, New York, 1996, p.127) После создания серия была выставлена в галерее Lousie Leiris и сразу стала достоянием общественной внимания. Дальнейшая ее история связана с большими деньгами. В 1956 году, через год после написания, всю её, за $212 тыс., купил Виктор Ганц, знаменитый коллекционер современного искусства, известный позднее как попечитель Whitney Museum of American Art. Одиннадцать работ из серии Алжирских женщин были проданы Салли и Виктором Ганцами (The Collection Of Victor And Sally Ganz) ещё при жизни последнего - в музеи и в частные руки, а оставшиеся четыре работы, в том числе и итоговая Version O, были проданы уже после смерти обоих Ганцев, в ходе уникального аукциона Кристис 1997 года. В частности, картина Алжирские женщины, Version O, ушла за $32 млн. В мае 2015 картина вновь была выставлена на аукцион Кристис, и на этот раз она побила все рекорды - была продана за $179 млн, став самой дорогой картиной Пикассо, а также самым дорогим в мире произведением искусства, когда-либо проданным на аукционных торгах.© PicassoLive.ru