Розовый период (1904-1906)

В 1904 Пабло Пикассо окончательно переселяется в Париж. После первого его визита в столицу авангарда в 1900 году прошло несколько лет, в течение которых он перемещался между Испанией и Францией, не решаясь окончательно покинуть родину. Наконец, он делает выбор. За плечами – голубой период творчества, его мрачная, почти монохромная живопись с трагичными, депрессивными персонажами. Впереди – период кубизма, начало которого принято отсчитывать с его Авиньонских девиц. А между ними пара лет так называемого розового периода – когда он пишет исполненные изящества, тонкости и очарования картины в жизнерадостных тонах, преимущественно красного, оранжевого, розового, и серого оттенков. Это время, когда он заводит новых друзей, в основном среди литераторов; у него впервые в жизни появляется большая любовь – он встречает Фернанду Оливье, и они вместе поселяются в его мастерской на Монмартре, в общежитии Бато-Лавуар, где жили начинающие художники. В розовый период Пикассо пишет множество сюжетов с циркачами, французскими комедиантами – они с друзьями часто посещают цирк, который располагается рядом с их общежитием. В циркачах художники всегда видели много родственного - те и другие занимали маргинальное положение в обществе, были бедны и держались вместе. Пикассо часто изображает в роли Арлекина себя (В кабаре Лапин Агиль), а в роли других персонажей – своих друзей. В этот период Пикассо приобретает своих многолетних покровителей – Гертруду Стайн и ее брата Лео – коллекционеров, которые начинают покупать картины почти нищенствующего художника и выставлять их в своей галерее. С их помощью он
попадает в круг парижской богемы, вращается в среде авангардных идей и новейших художественных течений. Они знакомят его с Матиссом, искусство которого Пикассо воспринимает как вызов; именно в противостоянии с Матиссом Пикассо напишет в 1907 году своих судьбоносных для истории современного искусства Авиньонских девиц. Гертруда Стайн становится другом Пикассо, он напишет в 1906 году знаменитый Портрет Гертруды Стайн, для которого она позировала ему около 90 раз, а она впоследствии оставит известные воспоминания о Пикассо. Вот что Гертруда Стайн напишет о розовом периоде его творчества: «В 1904 году он снова приехал в Париж. Там он опять начал становиться немного французом, то есть Франция снова его увлекла и соблазнила… И это ослабило его испанскую серьезность, и …он освободился от голубого периода, от возродившегося в нем испанского духа, и когда с этим было покончено, началась живопись, которая сейчас называется розовым или арлекинским периодом. Здесь он тесно общался с Гийомом Аполлинером, Максом Жакобом и Андре Сальмоном, и все они постоянно виделись. Художники всегда любили цирк, даже теперь, когда ему на смену пришло кино и ночные клубы, им нравится вспоминать цирковых клоунов и акробатов. В то время они бывали в цирке Медрано не реже чем раз в неделю и им очень льстило близкое общение с клоунами, жонглерами, лошадьми и наездниками… Потом он освободится и от этого, от цирка и изящной французской поэзии, он освободится от них, так же, как освободился раньше от голубого периода.» © PicassoLive




Стр. 1 из 212