Марсель Умбер (Ева Гуэль). Фото, ок. 1912


Марсель Умбер (Ева Гуэль). Фото, ок. 1912



Марсель Умбер (Ева Гуэль). Фото, ок. 1912

Марсель Умбер (Marcelle Humbert, 1885-1915), или, как ее называли, Ева Гуэль (Eva Gouel), была с Пабло Пикассо в период 1911-1915. Это одна из двух фотографий с ней, сохранившихся где-либо в архивах.

Отрывок из книги Нормана Мейлера
Пикассо. Портрет художника в юности.
Глава Кубизм:

«Нам мало что могут сказать две фотографии Евы. На них ее почти невозможно разглядеть, но видно, что она скромная, нежная, нервная. Она вела дом Пикассо — и очень хорошо это делала — и на бульваре Распай, 242, и позже на улице Шельшер, на Монпарнасе. Она следила за делами, она хорошо отличала клиента, который хотел бы купить картины, от тех, кто просто зашел посмотреть. Она поддерживала каждый шаг Пикассо в синтетическом кубизме и, может быть, подзадорила его на возвращение в его палитру ярких красок. За те четыре года, что прошли до ее смерти, картины Пикассо будут продаваться с каждым годом все дороже, и она тесно сотрудничала с Канвайлером и была в наилучших отношениях с Гертрудой и Алисой.

До тех пор пока она не заболела (у нее был неизлечимый рак, от которого она умерла в конце 1915 года), Пикассо, похоже, жил в доме, где царил покой…

…Пикассо, по свидетельству Евы, обожал ее, и она тоже обожала его. Пикассо, рассказывала она своим друзьям, любил вставать в половине одиннадцатого утра. Как свидетельствует Ева, он должен, сидя на кровати в голубой полосатой пижаме, выпить кофе, который она приносила ему. Затем они обменивались нежностями, и она должна была рассказать ему, что думает приготовить на ланч. Комната всегда была аккуратно прибрана, белье было свежим, чистым, шелковые шторы отдернуты, чтобы были видны белые сетчатые занавески, прикрывавшие окна. Даже когда постель становилась сценой для их сексуальной игры, как она рассказывала друзьям, Пикассо всегда был очень нежен. Глядя на него, бывало, говорила она, можно было подумать, что он похож на насильника, но в самом деле он был ягненком. В отличие от Маркусси он никогда ее не бил.

Во всем доме на бульваре Распай была та же самая атмосфера. На английских креслах лежали пышные подушки, и французскую мебель столовой ежедневно протирали от пыли, полировали. Коты и собаки знали свое место и выглядели частью оформления интерьера. Исключением из правил была студия Пикассо, но даже и там у него появился маленький столик, на котором сервировался чай в чашках из сервиза в цветочек. Весной 1913 года Ева нашла для них новый дом на улице Шельшера (№5, бис). Он ей нравился, потому что там было еще спокойней и она могла из окон разглядывать могилы кладбища Монпарнас. Студия здесь была больше по размерам и лучше освещена, и, хотя квартира оказалась вдалеке от его любимых баров и кафе, Пикассо не протестовал против переезда…»

Связанные ссылки:
История отношений Пабло Пикассо и Евы Гуэль
Ева Гуэль в живописи Пикассо периода кубизма
Ma Jolie — посвящения Еве на картинах Пикассо

Теги: