XYZ School

Пабло Пикассо. Портрет Хайме Сабартеса (испанский гранд). 1939


Картина Пабло Пикассо. Портрет Хайме Сабартеса (испанский гранд). 1939

Картина

Название, рус.
Портрет Хайме Сабартеса (испанский гранд)

Название, англ.
Portrait of Jaime Sabartes as Spanish Grandee

Оригинальное название
Portrait de Jaime Sabartés en grand d'Espagne

Год окончания

Период творчества

Размеры
46 х 38 см

Техника
Холст, масло

Жанр

Сюжет
,

Местонахождение



Обстоятельства написания

Возраст Пикассо

Женщина Пикассо
Дора Маар фото

Где написана
Royan, 22.10.1939

Контекст
Хайме Сабартес, друг юности по Барселоне, во вторую половину жизни постоянно сопровождал Пикассо, был его личным секретарем, архивариусом, делопроизводителем, биографом. Его личная коллекция картин Пикассо легла в основу Музея в Барселоне. За годы сотрудничества и дружбы с Сабартесом Пикассо сделал несколько его портретов. Этот - один из игровых, в костюме испанского гранда.



Дополнительно

Картина в Музее Пикассо, Барселона

Фотографии Хайме Сабартеса

Ниже - отрывок из книги Брассая РАЗГОВОРЫ С ПИКАССО
(Цит. по книге Мифический и магический мир Пикассо,
куда в качестве приложения вошла часть книги Брассая):


"Все утро я проработал в мастерской, а уходя, встретил Сабартеса: он спускался из кабинета Пикассо, держа в руках три небольших полотна в розово-серых тонах.

— Это часть моей личной коллекции, — говорит он. — Вот это мой последний портрет работы Пикассо. Как вам? Он сделал его в Руайане четыре года назад. Я хотел вставить портрет в раму, но Пикассо увлекся и написал почти все полотно.

Я смотрю на портрет: Сабартес в костюме испанского гранда — высокий гофрированный воротник, какие носили в XVI или XVII веке, необычный головной убор из черного бархата, украшенный маленькой голубой эгреткой. Однако черты лица Сабартеса деформированы: глаз находится там, где должно быть ухо, а ухо — на месте носа. Все это кажется мне очень странным, и я спрашиваю Сабартеса о том, как возник подобный замысел.

— Это была моя идея, — говорит он. — Если хотите, каприз. Я всегда мечтал, чтобы Пикассо написал мой портрет в костюме придворного XVI века, в костюме эпохи Филиппа II, который построил Эскориал. В 1938 году на улице Бёти Пикассо сделал несколько рисунков и набросков для этого портрета; он хотел написать меня в полный рост в костюме испанского гранда. Потом он как будто забыл о своем намерении, и я очень удивился, когда как-то в Руайане он подарил мне этот портрет. Вы обратили внимание, что он выдержан в тонах, характерных для испанской живописи XVI века?

Я слушал его с большим удивлением: кто бы мог подумать, что в душе этого непримиримого республиканца дремлет испанский идальго?"