Картина
- Название, рус.
- Портрет Сергея Дягилева и Альфреда Cелигсберга
- Название, англ.
- Portrait of Serge Diaghilev and Alfred Seligsberg
- Оригинальное название
- Portrait de Serge Diaghilev et d'Alfred Seligsberg
- Год окончания
- 1919
- Период творчества
- Период классицизма (1917-1925)
- Размеры
- 63,5 x 49,3 см
- Техника
- Бумага, карандаш, уголь
- Жанр
- Портрет
- Сюжет
- Назад к Энгру, Портреты друзей Пикассо
- Местонахождение
- France, Paris, Musee National Picasso (Музей Пикассо в Париже)
Обстоятельства написания
- Возраст Пикассо
- Пикассо 37 лет
- Женщина Пикассо
- Ольга Хохлова, фото
- Где написана
- Лондон
- Контекст
- В 1919 году Пикассо участвует в подготовке спектакля Треуголка, который в Лондоне ставит Дягилев со своей труппой Русские балеты. Пикассо делает костюмы и декорации. К этому же времени относится и серия карандашных реалистичных рисунков с портретами его друзей из мира балета - Сергея Дягилева, Леонида Мясина, Игоря Стравинского и других. На этом рисунке Дягилев изображен стоя, сидящий человек - покровитель искусств и меценат Альфред Cелигсберг. Этот реалистичный стиль у Пикассо критики назвали "назад к Энгру". Несколько раньше, в период Первой мировой войны, Пикассо сделал некоторое количество подобных же портретов своих друзей из мира парижской богемы - Аполлинера, Макса Жакоба, Воллара.
Дополнительно
"Оригинальный снимок, послуживший основой, все еще существует. По сравнению с прямолинейной простотой рисунка, в котором всякие лишние детали и ненужные подробности устранены, так что для описания характерных черт двух этих людей остается только чистая, решительная линия, фотоснимок выглядит их бедным и даже недостаточно похожим изображением. И подобно тому как Пикассо еще совсем ребенком испытывал восхищение, продемонстрировав окружающим его взрослым, что он в состоянии конкурировать с мастерами, точно так же и сейчас ему доставляла большое удовлетворение способность показать всем, что он может запросто побить и превзойти фотокамеру. Элегантная и одновременно преисполненная важности и самодовольства манера Дягилева, с его неизменным цилиндром, надвинутым слегка набекрень под небольшим углом, и развратным посверкиванием монокля в левом глазу воплощены с необычайной экономностью линии. Фигуре сидящего рядом с ним дородного спутника придан еще больший объем, и это достигнуто скорее благодаря идеальному размещению нескольких линий, нежели за счет всяческой детальности модулируемых тонов в тех местах, где эти линии на фотографии отсутствуют."
Ролад Пенроуз