Пикассо и Русский балет

Пабло Пикассо и Русский балет. 1919. Треуголка


Занавес к спектаклю Треуголка . . . Pablo-Picasso_Rideau-pour-Le-Tricorne_1_1919
Пабло Пикассо. Занавес к балету «Треуголка», 1919
Сегодня висит в ресторане Four Seasons, Нью-Йорк

Пикассо Эскиз декораций к балету Треуголка 1919
Пабло Пикассо. Эскиз декораций к балету «Треуголка», 1919

Еще эскизы оформления балета

Pablo-Picasso_Le-Tricorne_ballet-costumes_1920_02 . . . Пабло Пикассо. Костюмы к балету Треуголка. 1919
Пабло Пикассо. Эскизы костюмов к балету Треуголка. 1919

Pablo-Picasso_Le-Tricorne_ballet-costumes_1920_01 . . . Pablo-Picasso_Le-Tricorne_ballet-costumes_1920_04

Pablo-Picasso_Le-Tricorne_ballet-costumes_1920_03 . . . Пабло Пикассо. Костюмы к балету Треуголка. 1919
Все эскизы костюмов — см., например, в коллекции МоМА, Нью-Йорк

Bolshoi-Ballet-and-Opera-theatre_Le-Ttricorne_2005_1
Современная реконструкция балета Треуголка — Большой театр, Москва, 2005
Костюмы и декорации — по эскизам Пикассо

Bolshoi-Ballet-and-Opera-theatre_Le-Ttricorne_2005_2
Треуголка, Большой театр, Москва, 2005

Bolshoi-Ballet-and-Opera-theatre_Le-Ttricorne_2005_3
Треуголка, Большой театр, Москва, 2005

Bolshoi-Ballet-and-Opera-theatre_Le-Ttricorne_2005_4
Треуголка, Большой театр, Москва, 2005

Балет «Треуголка»
фр. Le tricorne
англ. The Three-Cornered Hat

исп. El sombrero de tres picosПостановка — Русский балет Дягилева (Ballets russes)
Премьера — 22 июля 1919, Лондон, театр Альгамбра
Музыка — Мануэль де Фалья (Manuel de Falla)
Либретто — Грегорио Мартинес Сьерра
по повести Педро Антонио де Аларкона «El sombrero de tres picos»
Хореография — Леонид Мясин (Léonide Massine)
Декорации и костюмы — Пабло Пикассо (Pablo Picasso) 

Сюжет спектакля — подробно

ПРЕМЬЕРА БАЛЕТА «ТРЕУГОЛКА» 22 ИЮЛЯ 1919, ЛОНДОН, ТЕАТР АЛЬГАМБРА
Отрывок из книги Анри Жиделя «Пикассо»:

В сентябре 1918 года «Русские балеты» переехали на один год в Лондон. Несмотря на провал «Парада», Дягилев снова обращается к Пикассо с предложением оформить новый балет «Треуголка» в театре «Альгамбра». Музыку к балету пишет соотечественник Пабло — Мануэль де Фалья.

Сюжет спектакля, основанный на романе Аларкона, исключительно прост: старый знатный вельможа безуспешно пытается соблазнить очаровательную жену молодого мельника… (Подробнее)

Пабло не колеблется ни минуты и тут же принимает предложение. Он давно уже оценил все, что может ему принести сотрудничество с Дягилевым и всемирно известным «Русским балетом». Пикассо отправляет из Парижа в Лондон макеты костюмов и декораций. В мае 1919 года он прибывает с Ольгой в Лондон, где останавливается в «Савойе», одном из самых фешенебельных отелей столицы (сейчас он может себе это позволить), и тут же принимается за работу, наблюдает за изготовлением декораций и костюмов в ателье «Ковент Гардена», арендованном для этой цели…

…Наконец 22 июля в в театре Альгамбра — премьера «Треуголки»: до начала спектакля остаются минуты, и Пабло суетится за кулисами с банкой краски, добавляя последние штрихи костюмам или поправляя плохо сидящий пояс. Он совершенно счастлив.

Еще счастливей он будет, когда зрители громкими аплодисментами встретят занавес на сцене, на котором изображена группа персонажей, наблюдающая финал корриды (впрочем, все сделано очень осторожно, учитывая огромное влияние в Великобритании Ассоциации защиты животных). А затем снова бурные аплодисменты, когда занавес поднялся и зрители в глубине сцены на огромном полотне увидели гигантскую арку, возвышавшуюся на фоне ночного андалусского неба, усыпанного звездами. Костюмы танцовщиков и танцовщиц — яркие, контрастных цветов, с замысловатыми вышивками — произвели фурор. Зрители в восхищении! Конечно, совершенство ритма фламенко, который Леонид Мясин специально ездил изучать в Андалусию, его талант хореографа и танцовщика и, безусловно, очарование Тамары Карсавиной в роли главной героини, а также музыка Мануэля де Фалья — все вместе обеспечило триумф балета Дягилева. А Пикассо был абсолютно признан английской публикой, которая несколько позже с большим энтузиазмом встречала выставки его работ.

Отрывок из книги Ролана Пенроуза «Пикассо. Жизнь и творчество»:

«Треуголка» с самого начала стала самым популярным балетом в репертуаре. Простые контуры и сухой колорит задника с его гигантским розовым и охряным проходом под сводами арки на фоне усыпанного звездами бледно-голубого неба выказывали совсем мало следов кубизма, если не считать организации угловых стен изображенных на нем зданий. Подобно музыке де Фальи, декорации были насыщены теплотой и волнением испанской ночи.

Ритмы танца фламенко, которые Мясин тщательно изучал во время посещения Пиренейского полуострова, нашли блистательных интерпретаторов в лице танцоров и танцовщиц труппы, одетых в костюмы, прекрасно соответствующие месту действия и сюжету. В своих проектах Пикассо инстинктивно опирался на сложные кривые и зигзагообразные узоры, характерные для завитушек и орнаментов, которые испанские крестьяне используют в качестве элементов художественного оформления своих телег, фургонов и упряжи мулов, — вероятно, их ритмические структуры восходят к каллиграфическим арабескам мавров. Едкие контрасты зеленых, розовых, алых и черных тонов сразу же и в такой же степени вызывают воспоминания об Испании. «Все костюмы, без исключения, полны теплотой и силой, но одновременно эти качества смягчены и облагорожены тем вкусовым чутьем и умением проявить достоинство, которые являются очень андалузскими», — так написал критик Жан Бернье.

Опускной занавес, для которого сохранилась масса эскизов и набросков, также был встречен аплодисментами. На переднем плане мужчина и группа женщин в испанских костюмах смотрят с балкона на арену для корриды. Там видно, что бой подошел уже к концу, и мулы тянут прочь мертвого быка, но и в данном случае проявления техники кубизма снова нельзя было назвать очевидными, так что зрителям не приходилось сколько-нибудь напрягаться для того, чтобы получить удовольствие.

Все спектакли Русского балета, которые оформлял Пикассо:
1917 — Парад (Parade)
1919 — Треуголка (Le Tricorne)
1920 — Пульчинелла (Pulcinella)
1921 — Квадро фламенко (Cuadro flamenco)
1924 — Голубой экспресс (Le train bleu)
1927 — Меркурий (Mercure)

Пикассо и Дягилев в мастерской Ковент-Гарден, Лондон, во время подготовки балета Треуголка, 1919
Пикассо и Дягилев в мастерской Ковент-Гарден в Лондоне, где Пикассо расписывает занавес для балета Треуголка, 1919

Пабло Пикассо и Ольга Хохлова в студии в Лондоне. Фото, 1919
Пикассо и Ольга Хохлова в мастерской Ковент-Гарден, во время подготовки балета Треуголка, 1919

Royal-Opera-House_Covent-Garden_The-Three-Cornered-Hat_1947_2 . . . Royal-Opera-House_Covent-Garden_The-Three-Cornered-Hat_1947_3
The Three Cornered Hat — Royal Opera House, Covent Garden, London, 1947

Костюмы и декорация — Пабло Пикассо

Opera-Garnier_Paris_Le-Tricorne_2009_1
Современная реконструкция балета Le Tricorne — Opéra Garnier, Paris, 2009
Костюмы и декорации — по эскизам Пикассо

Opera-Garnier_Paris_Le-Tricorne_2009_2
Le Tricorne — Opéra Garnier, Paris, 2009

Bolshoi-Ballet-and-Opera-theatre_Le-Ttricorne_2005_5
Треуголка, Большой театр, Москва, 2005